ПРОКАЧКА МОЗГОВ
Чип-тюнинг своими руками
Чип-тюнинг - самый легкий и дешевый способ чуть-чуть поднять динамику своего автомобиля. Собственно, система управления инжекторным двигателем (ЭСУД) представляет собой компьютер, который командует форсунками, зажиганием, бензонасосом и т.д. в соответствии с заложенной в него программой. Еще ее называют прошивка. Ее-то нам и требуется поменять. Физически прошивка хранится в микросхеме ПЗУ (информация в нем сохраняется даже при отсутствии питания). Значит, надо или поменять саму микросхему, или залить новую прошивку в нее. Мы будем чиповать, разумеется, мотор ВАЗ-2112. В нашем случае здесь стоит ЭБУ Bosch М1.5.4.0.
Что нам потребуется:
1. Прошивка.
Бесплатные заводские прошивки можно найти в Интернете, например на сайте wwwchiptuner.ru. Если же интересны тюниговые, то тебе стоит посетить wwwhass- dodgev.narod.ru. Но тут нужно сказать пару слов о мерах предосторожности. Чип-тюнинг не является безопасным развлечением. Конечно, никакая прошивка не заставит проскопроскользнуть ремень ГРМ, но о таких явлениях, как детонация и длительная работа двигателя на слишком обедненной или обогащенной смеси, забывать не стоит. А некоторые кустарные прошивки загоняют двигатель именно в такие режимы. Последствия не будут заметны в первый день, но потом могут вылиться и в капремонт. Как быть? Либо купить коммерческую прошивку (1000 рублей, но бывают и подделки), либо взять бесплатную, но проверенную друзьями.
Наконец, можно самостоятельно отредактировать прошивку в программе «Чип Тюнинг 2.6» от Almisoft или даже создать собственную при помощи, например, Chip Tuning PRO от SMS-Software - у них есть и бесплатные версии.
Прошивка представляет собой файл с расширением *.bin, который весит 64 Кбайт (двухрежимная весит 128 Кбайт, но это отдельный разговор).
2 . Микросхема ПЗУ 27 С512.
В ней будет находиться новая прошивка. Очень важно, чтобы она была в корпусе DIP28 . Мы используем микросхему Winbond. Цена - от 60 рублей.
3 . Панелька DIP28 (широкая) под микросхему ПЗУ.
Возможно, она уже установлена в твоем ЭБУ, если нет - советуем впаять, это намного облегчит работу с ЭБУ в дальнейшем. Цена - от 3 рублей; крутые - 20 рублей. «С нулевым усилием установки», т.е. с рычажком, - 100 рублей (можно много раз извлекать/вставлять микросхему, не рискуя повредить ее саму или панельку).
4. Программатор.
Здесь главная засада. Можно его купить, но минимальная цена $100 . Если решишь пойти этим путем, то стоит обратиться, например, в «Чип и Дип» (wwwchipdip.ru). Тебе нужен программатор, умеющий прошивать микросхемы 27 С256 , 27 С512 . К таким относятся, например, «Мастер Про», «WizardProg-55», «Крот-РФ». Хочешь сэкономить, собери его самостоятельно, схемы несложно найти в Интернете или в радиолюбительских журналах. Но если ты не планируешь делать бизнес на чип- тюнинге, то иметь собственный программатор нет смысла. Можно обратиться в радиомастерские, где прошьют микросхему рублей за 200. Еще лучше - к знакомым радиолюбителям. МожноМожно также купить программатор на паях с друзьями, чтобы чиповать сразу несколько машин, - получится бюджетно.
5. Паяльник, припой, флюс.
Все это может и не понадобиться, это ты увидишь позже, когда откроешь ЭБУ. Паяльник нужен радиолюбительский, мощностью 25-40 Ватт.
Микросхема и панельки

Слева - микросхема, которую ты уже купил и в которую залил новую прошивку. Снизу - панелька. Она нужна, если в твоем ЭБУ микросхема впаяна в плату и придется покупать панельку самому. Панелька справа - с нулевым усилием установки
Батарея

Перед любыми манипуляциями с ЭБУ отключаем аккумулятор
Левая панель

Чтобы извлечь ЭБУ, нужно снять пластиковые панели под центральной консолью: одну слева...
Правая панель

... и одну - справа
Левая панель снята

При снятой левой панели виден разъем блока управления. Его необходимо снять, поддев фиксатор отверткой и затем отводя его в сторону салона
Разъем снят

Вынимаем разъем из гнезда. В дальнейшем стараемся не касаться контактов гнезда ЭБУ руками и инструментомкрепление ЭБУ справа

Откручиваем две гайки крепления ЭБУ справа...
крепление ЭБУ слева

... и одну слева. Теперь можно извлечь ЭБУ вместе с пластиковым кронштейном. Кронштейн необходимо снять, открутив четыре болта
открытие блока

Теперь вскрываем сам ЭБУ: аккуратно отгибаем отверткой восемь фиксаторов, снимаем крышку
блок со снятой крышкой

У нас в руках печатная плата, на которой размещены все электронные компоненты ЭБУ. Без необходимости лучше не прикасаться к плате и элементам - они чувствительны к статическому электричеству и могут выйти из строя
микросхема ПЗУ

Находим на плате микросхему ПЗУ. В нашем случае она выглядит именно так. Твоя, возможно, будет незначительно отличаться. В любом случае, в ее обозначении будут символы 27 С256 или 27 С512 (иногда вместо «С» может быть «Е», а вместо «27 » - «29 »), а количество выводов микросхемы равно 28.
Обязательно отметь маркером на плате, где находится первый вывод микросхемы, он он помечен сверху на корпусе углублением. Это позволит правильно установить новую микросхему
микросхема в панельке

Видим, что нам повезло - микросхема уже установлена в панельке. Вынимаем микросхему, поочередно с торцов вводя между ней и панелькой, например, нож, и аккуратно отжимая ее вверх. Лучше сохранить микросхему на всякий случай - если новая прошивка не заработает, сможешь вернуть старую на место.
Если оказалось, что микросхема запаяна в плату, то придется ее аккуратно выкусить маленькими бокорезами, а на ее место впаять панельку. Следи, чтобы панелька была правильно ориентирована: метка на ней должна быть с той стороны, где ты оставил на плате отметку маркером. Если ты раньше никогда не занимался пайкой, лучше не рисковать, а обратиться в любую радиомастерскую: там выполнят эту работу за 10 минут и 50 рублей.
Теперь устанавливай микросхему с новой прошивкой в панельку, не забыв правильно ее сориентировать. Микросхема должна быть плотно и без перекосов вставлена в панельку.
Собирай ЭБУ и устанавливай на место в обратном порядке.